1. Пояснительная записка
План внеурочной деятельности составлен для основной образовательной программы
основного общего образования в соответствии:
с пунктом 6 части 3 статьи 28, статьей 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
ФГОС ООО, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (с
изменениями);
ФООП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 (с
изменениями);
письмом
Минпросвещения
России
от
05.07.2022
№
ТВ-1290/03
«О направлении методических рекомендаций»;
письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.03.2025 №
1937/01-15.
План внеурочной деятельности направлен на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных),
осуществляемый в формах, отличных от урочной. План внеурочной деятельности сформирован с
учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и
содержания учебных курсов.
При формировании содержания внеурочной деятельности учитывались:
- условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав;
- результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности
их учебной деятельности;
- возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их
содержательную связь с урочной деятельностью;
- особенности информационно-образовательной среды, национальные и культурные особенности
региона, где находится школа.
Между урочной и внеурочной деятельностью предусмотрен перерыв не менее 30 минут.
Продолжительность занятий – 45 минут.
При проведении внеурочных занятий допускается объединение в группы обучающихся из
нескольких классов.
Общее количество часов за пять лет обучения – до 1139 часов.
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул.
Направления и цели внеурочной деятельности.
В соответствии с решением педагогического коллектива, родительской общественности,
интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации в 2024-2025 учебном году
реализуется модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда
наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и
организационному обеспечению учебной деятельности.
Для всех классов один час в неделю отведён на внеурочное занятие "Разговоры о
важном".
Цель: Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории,
богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему
для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Форма организации: Основной формат внеурочных занятий "Разговоры о важном" разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием
сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Для 6-9 классов один час в неделю отведён на внеурочное занятие «Россия – мои
горизонты».
Цель: Курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» нацелен на формирование
у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром
профессий и федеральным и региональным рынками труда. Форма организации: Основной формат
внеурочных занятий «Россия – мои горизонты» - разговор и (или) беседа с обучающимися,
экскурсии на предприятия города, региона. Основные темы занятий связаны с популяризацией
культуры труда, выбором профессии, развитием экономики страны; формированием
представлений о развитии и достижениях страны, знакомство с отраслями экономики; знакомство
с миром профессий, профессиональными навыками и качествами, системой профессионального
образования в стране.
Для 8 классов 0,5 часа в неделю отведено на внеурочное занятие «Основы военной
подготовки. Учебные сборы».
Остальные часы внеурочной деятельности распределены следующим образом:
1. Внеурочная деятельность по учебным предметам ООП представлена следующими курсами:
Курс Спортивная мозаика
Цель секции – формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в
себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Задачи:
- расширение представления детей о физической подготовке;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- развитие физических качеств личности – быстроты, ловкости, выносливости, подвижности.
Форма организации: мероприятия.
Курс «Основы военной подготовки. Учебные сборы»
Цель программы изучения курса «Основы военной подготовки. Учебные сборы»
являются:
1) подготовка обучающихся к военной или иной государственной службе;
2) формирование знаний о военной организации государства, системе обеспечения военной
защиты населения;
3) воспитание беззаветной преданности Отечеству;
4) формирование высокого сознания общественного и воинского долга, морально
психологических качеств, дисциплинированности, любви к военной службе и профессии офицера;
5) формирование чувства гордости, стремления добросовестно выполнять служебные
обязанности;
6) формирование навыков совершенствования военных и командирских знаний;
7) познание характера, сущности и динамики главных социальных, геополитических и
иных процессов, происходящих в России и мире;
8) глубокое и всестороннее изучение основ военного дела;
9) освоение знаний об основах военного дела;
10) овладение умениями выполнять обязанности, связанные с занимаемыми должностями в
Вооружѐнных Силах РФ; использовать один из «языков» международного общения – карту,
современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации
различных данных; применять знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов;
11) воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;
12) овладение знаниями по общевоинским уставам, военной подготовке. Основой
современной системы преподавания военного дела в образовательных организациях являются
методики и приемы формирования и поддержания высокой учебной мотивации обучающихся к
изучению предмета, в том числе с учѐтом развития современных информационнокоммуникационных технологий.
Задачами программы курса Основы военной подготовки. Учебные сборы являются:
1) понимание главных особенностей формирования системы обороны страны на
современном этапе развития, а также основ военного дела;
2) формирование высокого общественного сознания и воинского долга;
3) воспитание дисциплинированности, высоких морально-психологических качеств
личности будущего офицера;
4) освоение базовых знаний и формирование ключевых навыков военного дела;
5) раскрытие специфики деятельности офицера Вооружѐнных Сил РФ;
6) ознакомление с нормативными документами в области обеспечения обороны
государства;
7) формирование строевой подтянутости, уважительного отношения к воинским ритуалам и
традициям, военной форме одежды, базовых командирских навыков;
8) изучение и принятие правил воинской вежливости;
9) воспитание гордости за принадлежность в Вооружѐнным Сила РФ;
10) овладение знаниями уставных норм и правил поведения военнослужащих, о порядке и
правилах прохождения военной службы.
Курс Решение практико-ориентированных задач
Целью практикума Решение практико-ориентированных задач является привитие
интереса учащимся к математике, актуализация и обобщение знаний учащихся по предмету,
научить решать практико-ориентированные задачи.
Задачи:
- показать значимость практико-ориентированных задач в реальной жизни;
- формирование качеств личности, необходимых для социальной адаптации;
- формирование навыков оценки реальности предложенных ответов;
- провести с учащимися пропедевтическую работу по возможностям изучения математики в
будущем.
Форма организации: практикум.
2. Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности представлена
следующими курсами:
Курс Смысловое чтение
Цель программы - облегчить положение обучающегося как потребителя информации,
научить его рациональным приѐмам поиска, анализа и синтеза информации, обеспечить его
информационную безопасность, сформировать функциональную грамотность.
Форма организации: практикум.
Курс Сложные вопросы русского языка
Цели курса Сложные вопросы русского языка:
- формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой
компетенций;
- овладение умениями, необходимыми для применения в практической деятельности: опознавать,
анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
различать функциональные разновидности языка;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей в процессе самостоятельного
приобретения языковедческих знаний с использованием различных источников информации;
- развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление,
алгоритмическая
культура,
интуиция,
критичность
и
самокритичность,
которые
способствуют самостоятельному выполнению заданий тестового и творческого характера;
- воспитание культуры личности средствами национально-культурных ценностей русского языка.
Задачи курса:
- формирование представлений о русском языке как о духовной, нравственной ценности народа;
- развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и
навыков;
- освоение знаний о языковых нормах и их разновидностях;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать
их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка при
выполнении тестовых заданий и творческой работы;
- повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Форма организации: практикум.
Курс Функциональная математическая грамотность
Цель курса - формирование способности обучающихся использовать приобретаемые на
уроках и внеурочных занятиях по математике знания, умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений.
Форма организации: практикум.
3. Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей представлена следующими
курсами:
Курс Робототехника
Цели курса Робототехника:
- развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов робототехники, в том
числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно
планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность,
представлять и оценивать ее результаты;
- целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система»,
«модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к технологиям; развитию
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики за счет развития представлений об робототехники
Задачи курса:
- дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств;
- научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;
- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами
- формировать творческое отношение к выполняемой работе;
- воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.
- развивать творческую инициативу и самостоятельность;
- развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически
мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.
- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою
точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.
Форма организации: кружок.
4. Внеурочная деятельность по реализации воспитательных мероприятий представлена в виде
работы классного руководителя с коллективом.
5. Внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ представлена
следующими курсами:
Курс Тропинка к профессии
Цели курса Тропинка к профессии:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и
сферы будущей профессиональной деятельности.
- выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в
условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями,
способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- актуализация процесса профессионального самоопределения школьников за счет активизации
их психологических ресурсов;
- обеспечение системой сведений о мире современных профессий;
- развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Форма организации: объединение.
6. Внеурочная деятельность по обеспечению учебной деятельности представлена следующими
курсами:
Курс За страницами учебника биологии
Основная цель практикума За страницами учебника биологии – сформировать основы
экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в
природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки
в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний
Задачи программы:
- развитие интереса к экологии как научной дисциплине;
- привитие интереса к научным исследованиям на основе освоения методов и методик по
изучению экосистем, организации мониторинговой деятельности;
- профессиональная ориентация школьников;
- формирование готовности школьников к социальному взаимодействию по вопросам улучшения
качества окружающей среды, воспитание и пропаганда активной гражданской позиции в
отношении защиты и сохранения природы.
Форма организации: практикум.
7. Внеурочная деятельность по организации педагогической поддержки представлена
следующими курсами:
Курс Творческие люди
Цель курса Творческие люди: создание условий, обеспечивающих общекультурное
развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности.
Задачи курса:
- формирование представления о культуре личности;
- пропагандирование знаний о культурных ценностях народов мира;
- обеспечение потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений с окружающими;
- раскрытие и реализация внутренних резервов (способностей, интересов, таланта, личностных
качеств).
Форма организации: практикум.
8. Внеурочная деятельность по обеспечению благополучия детей представлена следующими
курсами:
Курс Семьеведение.
Цель курса: способствовать благоприятному вхождению ребёнка в мир социальных
отношений посредством формирования представлений о своей семье.
Задачи курса:
- воспитание в детях любви и уважения к членам своей семьи;
- воспитание уважительного отношения к семейным традициям и ценностям;
- формирование желания изучать свою родословную, прошлое своей семьи;
- формирование системы знаний об основах семейных отношений;
- формирование коммуникативных и личностных компетенций школьников.
Форма организации: час общения.
2. Формы промежуточной аттестации.
Курс внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
«Россия – мои горизонты»
Смысловое чтение
Сложные вопросы русского языка
Функциональная математическая грамотность
Робототехника
Творческие люди
Спортивная мозаика
За страницами учебника биологии
Тропинка к профессии
Решение практико-ориентированных задач
Основы военной подготовки. Учебные сборы
Семьеведение
Формы промежуточной аттестации
коллективная оценка деятельности класса на
основании выполнения творческой работы
коллективная оценка деятельности класса на
основании выполнения творческой работы
индивидуальная оценка на основании
письменной работы
индивидуальная оценка на основании
письменной работы
индивидуальная оценка на основании
письменной работы
индивидуальная оценка на основании
творческой работы
коллективная оценка деятельности группы на
основании выполнения творческой работы
индивидуальная оценка на основании участия
в мероприятиях
индивидуальная оценка на основании
письменной работы
индивидуальная оценка на основании
письменной работы
индивидуальная оценка на основании
письменной работы
индивидуальная оценка на основании
письменной работы
коллективная оценка деятельности группы на
основании выполнения творческой работы
3. Сетка часов
Недельная сетка часов (пятидневная неделя)
Направления внеурочной
деятельности
Внеурочная деятельность по
развитию личности, ее
способностей
Внеурочная деятельность по
учебным предметам ООП
Внеурочная деятельность по
формированию функциональной
грамотности обучающихся
Внеурочная деятельность по
реализации воспитательных
мероприятий
Внеурочная деятельность по
организации деятельности
ученических сообществ
Внеурочная деятельность по
обеспечению учебной
деятельности
Внеурочная деятельность по
организации педагогической
поддержки
Внеурочная деятельность по
обеспечению благополучия
детей
ИТОГО
Название
программы
Форма
организации
«Разговоры
о важном»
Классный час
Количество
часов в
неделю
5
6
7
1
1
1
«Россия – мои
горизонты»
Основы военной
подготовки
Робототехника
Классный час
1
1
Учебные сборы
Всего
часов
8
9
1
1
5
1
1
4
0,5
Кружок
0,5
2
2
Решение
практикоориентированных
задач
Смысловое чтение
Практикум
Практикум
1
1
1
Сложные вопросы
русского языка
Функциональная
математическая
грамотность
Спортивная
мозаика
Практикум
-
-
-
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
3
1
1
Тропинка к
профессии
За страницами
учебника
биологии
Творческие люди
Семьеведение
Практикум
Мероприятия
1
Объединение
1
1
-
-
3
1
1
2
2
Практикум
Практикум
1
1
1
Час общения
4
8
7
1
4
1
1
7,5
7
33,5
Годовая сетка часов (пятидневная неделя)
Направления внеурочной
деятельности
Внеурочная деятельность по
развитию личности, ее
способностей
Внеурочная деятельность по
учебным предметам ООП
Внеурочная деятельность по
формированию функциональной
грамотности обучающихся
Внеурочная деятельность по
реализации воспитательных
мероприятий
Внеурочная деятельность по
организации деятельности
ученических сообществ
Внеурочная деятельность по
обеспечению учебной
деятельности
Внеурочная деятельность по
организации педагогической
поддержки
Внеурочная деятельность по
обеспечению благополучия
детей
ИТОГО
Название
программы
Форма
организации
«Разговоры
о важном»
Классный час
Количество
часов в
неделю
5
6
7
34
34
34
«Россия – мои
горизонты»
Основы военной
подготовки
Робототехника
Классный час
34
34
34
34
136
-
-
17
-
17
Учебные сборы
-
Кружок
Всего
часов
8
9
34
34
170
68
68
Решение
практикоориентированных
задач
Смысловое чтение
Практикум
Практикум
34
34
34
Сложные вопросы
русского языка
Функциональная
математическая
грамотность
Спортивная
мозаика
Практикум
-
-
-
34
34
34
34
34
34
170
34
34
34
102
34
34
Тропинка к
профессии
За страницами
учебника
биологии
Творческие люди
Семьеведение
Практикум
Мероприятия
34
Объединение
34
34
-
-
102
34
34
68
68
Практикум
Практикум
34
34
34
Час общения
136
272
238
34
136
34
34
255
238
1139