Положение о формах обучения и формах получения образования

СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического
совета МБОУ г.Керчи РК
«СШ №19 с углубленным изучением
английского языка им. Д.С.Калинина»
от 30.08.2024 г.
Протокол № 10

УТВЕРЖДЕНО
приказом от 30.08.2024 г. № 234

ПОЛОЖЕНИЕ
о формах обучения и формах получения образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города
Керчи Республики Крым «Специализированная школа №19 с углубленным
изучением английского языка имени Д.С.Калинина»

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о формах обучения и формах получения образования
(далее – Положение) в МБОУ г.Керчи РК «СШ № 19 с углубленным изучением
английского языка им. Д.С.Калинина» (далее – Школа) разработано в соответствии со
статьей 17, статьей 44, статьей 63 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность Школы, реализующей
общеобразовательные программы, по организации образовательного процесса в
различных формах.
1.3. В целях создания вариативной образовательной среды, обеспечивающей
благоприятные условия для обучения и развития обучающихся в соответствии их
интересами и способностями и по выбору их родителей (законных представителей),
образование может быть получено:
- в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме
семейного образования и самообразования).
Возможность освоения образовательных программ в образовательной
организации, осуществляющей образовательную деятельность, в различных формах:
очной, очно-заочной, заочной, – предоставляется на всех уровнях общего
образования.
- очная форма обучения - форма обучения, реализуемая в образовательной
организации, которая предполагает проведение занятий с учителем в режиме
реального времени (в классе, в группе, индивидуально, в том числе с применением
дистанционных технологий);
-очно-заочная форма обучения – форма обучения, реализуемая в образовательной
организации, которая предполагает сочетание занятий с учителем (в классе, в группе,
индивидуально, в том числе с применением дистанционных технологий) и
самостоятельное освоение обучающимися образовательной программы;
- заочная форма обучения – форма обучения, реализуемая в образовательной
организации, которая предполагает самостоятельное освоение обучающимися
основной образовательной программы с прохождением текущего контроля
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации.
Для всех форм получения образования в рамках конкретной образовательной
программы действует федеральный государственный образовательный стандарт.
Обучение в очной, очно-заочной и заочной формах осуществляется по
индивидуальным учебным планам в соответствии с требованиями ФГОС и
санитарными нормами и правилами. Обязательным является и составление плана
внеурочной деятельности.
При
очно-заочной
форме
обучения
обучающийся
выбирает
для
самостоятельного изучения учебный предмет (курс) учебного плана, курс внеурочной
деятельности полностью или его часть. При этом в индивидуальном учебном плане
указывается объем часов очного и заочного обучения по каждому из учебных
предметов (курсов).
Рекомендованное минимальное количество часов с учителем при очно-заочной
форме обучения (в очной форме) – не менее 25% от учебных часов, предусмотренных
учебным планом и планом внеурочной деятельности. Занятия с учителем могут
проводиться вместе с классом или индивидуально, в том числе с применением
дистанционных технологий.

При заочной форме обучения обучающийся осваивает все учебные предметы
(курсы учебного плана и курсы внеурочной деятельности) самостоятельно.
Консультирование учителя организуется для проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации, в том числе с применением
дистанционных образовательных технологий.
Для всех форм обучения реализуются одни и те же рабочие программы по
предметам (курсам, в том числе внеурочной деятельности), предусмотренные
образовательной программой Школы.
Обучающийся может перейти на другую форму обучения или форму получения
образования на любом уровне общего образования по решению родителей (законных
представителей).
Допускается сочетание различных форм получения образования, а также
организация образовательного процесса по индивидуальному учебному плану (далее
– ИУП).
1.4. Начальное общее образование, основное общее образование может быть
получено вне организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме
семейного образования.
Среднее общее образование также может быть получено вне организации,
осуществляющей образовательную деятельность, в форме самообразования.
1.5. Формы получения образования и формы обучения по основной
образовательной программе по каждому уровню образования определяются
соответствующими
федеральными
государственными
образовательными
стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Для
всех форм получения образования в пределах конкретной основной
общеобразовательной программы действует федеральный государственный
образовательный стандарт (далее – ФГОС).
1.6. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся
имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего
образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии (при их наличии) формы обучения.
1.7. Обучающимся предоставляются академические права на выбор формы
обучения после получения основного общего образования или после достижения
восемнадцати лет.
1.8. Школа несет ответственность перед обучающимися, их родителями
(законными представителями), органами управления образованием за реализацию
конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм
обучения возрастным психофизическим особенностям детей и медицинским
рекомендациям, за качество образования, отвечающее требованиям ФГОС.
2. Содержание образования и организация обучения в различных формах
2.1. Обучение в различных формах организуется в соответствии с Уставом
Школы, основной образовательной программой соответствующего уровня.
2.2. При освоении общеобразовательных программ в формах,
предусмотренных настоящим Положением, совершеннолетний гражданин или
родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося должны быть
ознакомлены с настоящим Положением, программами учебных предметов, критериями
стандартного уровня их освоения, примерным перечнем базовых тем, нормами оценки

обучающегося по каждому предмету, иными документами, регламентирующими
организацию образовательного процесса в избранной форме.
2.3. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной,
заочной, очно-заочной формах, по ИУП, зачисляются в контингент обучающихся
Школы. В приказе Школы и в личном деле обучающегося отражается форма освоения
общеобразовательных программ в соответствии с заявлением совершеннолетнего
гражданина или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
обучающегося. Все данные об обучающемся вносятся в журнал того класса, в котором
он будет числиться, или оформляется журнал индивидуальных занятий.
Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в форме
семейного образования и в форме самообразования, в контингент обучающихся не
зачисляются.
2.4. Начало учебного года может переноситься Школой при реализации
общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на
один месяц, в заочной форме обучения – не более чем на три месяца.
2.5. Государственная итоговая аттестация обучающихся по различным формам
получения образования проводится в полном соответствии с Порядками проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного
общего и среднего общего образования, утвержденными федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования.
3. Очная форма обучения
Очная форма – основная форма получения образования в Школе. Порядок
организации получения общего образования в форме очного обучения определяется
Уставом и другими локальными актами школы.
4. Организация обучения в форме семейного образования
4.1. Право дать ребенку образование в форме семейного образования
предоставляется всем родителям (обучающемуся предоставляется право выбора формы
обучения после достижения им восемнадцати лет).
4.2. Перейти на семейную форму получения образования могут обучающиеся на
любом уровне общего образования: начального общего, основного общего.
Обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по
решению родителей (законных представителей) продолжить образование в Школе.
4.3. Освоение общеобразовательных программ в форме семейного
образования предполагает самостоятельное или с помощью педагогов, или с помощью
родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося освоение
общеобразовательных программ.
4.4. При выборе обучающимся освоения образовательных программ в форме
семейного образования родители (законные представители) обращаются в Управление
образования с заявлением о переводе ребенка на данную форму обучения.
Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося
должны обратиться в Школу с заявлением о зачислении в Школу для прохождения
промежуточной и/или государственной итоговой аттестации обучающегося при
предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного
представителя).

Для
прохождения
промежуточной
аттестации
родители
(законные
представителя) несовершеннолетнего обучающегося могут обратиться в любую иную
образовательную организацию.
4.5. Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом
последующего прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой
аттестации в любой образовательной организации в установленном порядке.
На
период
прохождения
аттестации
обучающиеся,
осваивающие
общеобразовательные программы в форме семейного образования, зачисляются в
Школу и проходят аттестацию бесплатно. Лица, зачисленные в Школу для прохождения
аттестации, считаются экстернами.
4.6. Для прохождения промежуточной и/или государственной итоговой аттестации
родители (законные представители) обучающегося, получающего образование в форме
семейного образования, заключают договор со Школой об организации и проведении
промежуточной и/или государственной итоговой аттестации.
4.7. Промежуточная аттестация обучающегося по общеобразовательным
программам начального общего, основного общего образования при обучении в форме
семейного образования осуществляется в соответствии с ФГОС и графиком проведения
аттестации.
4.8. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам образовательной программы или непрохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются
академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую
задолженность в сроки, установленные Школой.
4.9. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося,
обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного
образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической
задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
4.10. В случае успешной государственной итоговой аттестации после освоения
обучающимся образовательных программ в форме семейного образования ему
предоставляется документ государственного образца.
5. Организация заочной формы получения общего образования
5.1. Заочная форма обучения организуется в соответствии с потребностями и
возможностями обучающихся по заявлению совершеннолетнего гражданина и
согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся при наличии необходимых условий в Школе.
Заочная форма может быть организована для обучающихся выпускных классов
для выполнения программ по учебным предметам учебного плана. Контроль усвоения
обучающимися учебного материала в заочной форме проводится учителем в устной,
письменной или комбинированной формах по согласованию с обучающимися и их
родителями (законными представителями).
5.2. Обучение по заочной форме осуществляется индивидуально или в группе.
5.3. Количество обучающихся по заочной форме в группе зависит от
возможностей Школы. Группа обучающихся по заочной форме может быть
укомплектована из обучающихся различных классов одной параллели.
5.4. Исходя из потребностей обучающихся и условий Школы, возможна
организация обучения на основе индивидуального учебного плана. При совмещении
очной и заочной форм образования контроль усвоения учебного материала может

проводиться педагогом на последующих уроках, проводимых очно.
5.5. При освоении общеобразовательных программ в заочной форме Школа
предоставляет обучающемуся: адресные данные Школы (телефоны, адрес сайта, адрес
электронной почты); учебный план; план учебной работы на полугодие; учебники;
перечень практических и лабораторных работ с рекомендациями по их подготовке;
контрольные работы с образцами их оформления; перечень методических комплектов
для выполнения заданий.
5.6. Образовательный процесс для заочных групп в Школе организуется в виде
двух аттестационных сессий.
5.7. При сессионном режиме организации обучения для заочной группы объем
учебных часов, предусмотренных на учебный год, не изменяется.
5.8. В межсессионный период занятия с обучающимися проводятся
дистанционно.
5.9. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации
обучающихся по заочной форме определяются локальным актом Школы.
5.10. Аттестация обучающихся по заочной форме может проводиться по
полугодиям.
5.11. Годовые отметки обучающемуся заочной группы выставляются с учетом
результатов промежуточной аттестации и выполненных работ по предмету. Результаты
аттестации фиксируются в журнале в соответствии с графиком проведения
промежуточной аттестации.
5.12. К прохождению промежуточной аттестации допускаются обучающиеся,
успешно выполнившие предусмотренные практические, лабораторные, зачетные и
контрольные работы.
5.13. Между сессиями могут быть организованы консультации учителейпредметников. График проведения консультаций утверждается директором Школы и
размещается на сайте школы. Количество консультаций определяется возможностями
Школы.
5.14. Суммарное количество учебных часов равномерно распределяется на
проведение
промежуточной
аттестации,
практических,
лабораторных,
консультативных занятий. Право распределения часов предоставляется Школе.
Для организации заочной формы обучения необходимо ведение следующей
документации:
Журналы учебных, консультативных и факультативных занятий (электронный
журнал).
учебные планы;
годовой календарный учебный график;
расписание консультаций;
расписание и протоколы экзаменов.
5.16. Обучающиеся по заочной форме, освоившие общеобразовательные
программы основного общего и среднего общего образования, могут быть награждены
похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» и
похвальным листом «За отличные успехи в учении».
6. Порядок организации обучения в очно-заочной форме.
6.1. Для организации обучения в очно-заочной форме подается заявление о
переводе обучающегося на очно-заочную форму обучения на имя директора Школы
совершеннолетним гражданином или родителями (законными представителями)

несовершеннолетнего.
6.2. Между Школой и родителями (законными представителями) заключается
договор.
6.3. В качестве приложений к договору составляется индивидуальный учебный
план с указанием объема часов очного и заочного обучения по каждому из учебных
предметов (курсов), календарный учебный график, график проведения оценочных
процедур и консультаций.
6.4. Право распределения часов по учебным предметам предоставляется
образовательному учреждению, с учетом мнения родителей и обучающихся, а также с
учетом индивидуальных психолого-физиологических особенностей и рекомендаций
психолого-медико- педагогической комиссии для детей с ограниченными
возможностями здоровья, индивидуальной программы реабилитации для детейинвалидов.
6.5. Директор Школы издает приказ о переводе обучающегося на иную форму
обучения.
6.6.Школа предоставляет обучающимся в пользование учебники, учебные
пособия, обеспечивающие освоение учебных предметов.
6.7. Школа по заявлению обучающихся или родителей (законных
представителей) осуществляет зачёт образовательных результатов, освоенных в других
учреждениях, в том числе по итогам освоения дополнительных образовательных
программ, обучения в технопарках, спортивных секциях, кружках, профессиональных
образовательных организациях и т.д. в соответствии с действующими локальными
актами образовательной организации.
6.8. Очно-заочная форма предполагает обязательное посещение уроков,
выбранных обучающимся для очной формы. Контроль за посещаемостью
осуществляет классный руководитель и родители (законные представители)
обучающегося.
6.9. Очно-заочная форма обучения включает в себя выполнение обучающимися
по предметам учебного плана обязательных практических, самостоятельных,
контрольных работ и иных работ, предусмотренных соответствующими учебными
программами. Графики их проведения заблаговременно доводятся до сведения
обучающихся. Результаты данных работ отражаются в электронном журнале класса.
6.10. Количество практических, самостоятельных, лабораторных, контрольных
работ и иных работ по учебным предметам учитель определяет самостоятельно.
Формы проведения могут быть устными, письменными или комбинированными.
6.11. С целью оказания методической помощи перед проведением обязательных
практических, самостоятельных, лабораторных и контрольных работ по предметам,
выбранным обучающимся для самостоятельного изучения, организуются
консультации (в том числе дистанционно).
6.12. Родителям (законным представителям) обучающихся предоставляется
право присутствовать на консультациях и других оценочных мероприятиях
обучающихся.
6.13. К промежуточной аттестации допускаются обучающиеся, успешно
выполнившие проверочные, самостоятельные, лабораторные, контрольные работы и
иные работы, предусмотренные соответствующими учебными программами.
Результаты выполнения этих работ учитываются при выставлении общей оценки за
аттестационный период (четверть, полугодие).
6.14. Промежуточная аттестация обучающихся в очно–заочной форме обучения
проводится по всем предметам учебного плана с периодичностью и в формах,

определяемых учебным планом в соответствии с Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся.
6.15. Результаты текущей и промежуточной аттестации фиксируются в
электронном журнале
6.16. Обучающиеся, освоившие программу учебного года в полном объеме,
переводятся в следующий класс. Перевод производится по решению педагогического
совета Школы
6.17. В случае отрицательного результата промежуточной аттестации или неявки
по уважительной причине обучающемуся однократно предоставляется право
повторной сдачи.
6.18. При отрицательном результате повторной сдачи обучающийся по
согласованию с его родителями (законными представителями) решением
педагогического совета Школы переводится на очную форму обучения по данному
предмету.
6.19. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую
задолженность по одному или нескольким учебным предметам, курсам по выбору, или
не проходившие промежуточную аттестацию по неуважительной причине, решением
педагогического совета Школы переводятся в следующий класс условно. При этом на
родителей (законных представителей) обучающегося возлагается ответственность за
ликвидацию академической задолженности в течение следующего учебного года.
Школа и родители (законные представители) создают условия для ликвидации
обучающимися академической задолженности и обеспечивают контроль за
своевременностью ее ликвидации.
6.20. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности, с согласия их родителей (законных представителей) оставляются на
повторное обучение в очной форме или продолжают обучение в иных установленных
законом формах.
6.21. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего
уровня, не допускаются к обучению на следующем уровне общего образования.
6.22. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в период получения
образования в очно-заочной форме обучения в период очного посещения занятий несет
Школа, по предметам самостоятельного изучения несут их родители (законные
представители).
6.23. Школа выдает обучающимся в очно-заочной форме аттестаты об основном
и среднем общем образовании в соответствии с едиными требованиями нормативных
документов к порядку заполнения, учета и выдачи аттестатов. Форма получения
образования в аттестатах и приложениях к ним не указывается.
7. Организция обучения учащихся в форме самообразования
7.1. Самообразование предполагает самостоятельное, в том числе
ускоренное, освоение образовательных программ по отдельным предметам, классам,
курсам среднего общего образования с последующей аттестацией в Школе. Перейти
на получение общего образования в форме самообразования обучающиеся могут на
уровне среднего общего образования.
7.2. Организация обучения обучающегося в форме самообразования
осуществляется вне Школы. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные
программы в форме самообразования, в контингент обучающихся не зачисляются.

7.3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме
самообразования, вправе пройти промежуточную и государственную итоговую
аттестацию в образовательной организации. При прохождении аттестации экстерны
пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей
образовательной программе.
7.4. При выборе обучающимся освоения образовательных программ в
форме самообразования совершеннолетний обучающийся обращается в Управление
образования с заявлением о переходе на данную форму обучения.
Совершеннолетний обучающийся может обратиться в Школу с заявлением о
зачислении в Школу для прохождения промежуточной и/или государственной
итоговой аттестации при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего его
личность.
Для прохождения промежуточной аттестации совершеннолетний обучающийся
может обратиться в любую иную образовательную организацию.
7.5. Для прохождения промежуточной и/или государственной итоговой
аттестации совершеннолетний обучающийся, получающий образование в форме
самообразования, заключают договор со Школой об организации и проведении
промежуточной и/или государственной итоговой аттестации.
7.6. Промежуточная аттестация обучающегося по общеобразовательным
программам среднего общего образования при обучении в форме самообразования
осуществляется в соответствии с ФГОС.
7.7. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по
одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или
непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин
признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать
академическую задолженность в сроки, установленные Школой.
7.8. Совершеннолетний обучающийся, получающий среднее общее
образование в форме самообразования, обязан создать условия для ликвидации
академической задолженности и обеспечить ее своевременную ликвидацию.
7.9. В случае успешной государственной итоговой аттестации после
освоения обучающимся образовательных программ в форме самообразования ему
выдается документ государственного образца.
8. Организация и проведение аттестации обучающихся
Организация и проведение аттестации обучающихся в форме семейного
образования и самообразования осуществляется на основании Положения об
организации освоения обучающимися основных образовательных
программ в форме
семейного образования и самообразования МБОУ г.Керчи РК «СШ № 19 с углубленным
изучением английского языка им. Д.С.Калинина».
9. Права обучающихся,
получающих образование в семейной форме или в форме самообразования
9.1. При прохождении промежуточной и/или государственной итоговой
аттестации обучающиеся, получающие общее образование в указанных формах,
пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей
образовательной программе.

Обучающиеся имеют право получать необходимые консультации (в пределах 2
учебных часов по каждому учебному предмету, по которому он проходит аттестацию)
при наличии возможности у Школы.
9.2. Обучающиеся должны быть обеспечены учебниками и учебными
пособиями из фондов библиотеки Школы бесплатно.
9.3.
Обучающиеся
обладают
всеми
академическими
правами,
предоставленными обучающимся. Наравне с другими обучающимися имеют право на
развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах,
олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах,
физкультурных мероприятиях, спортивных соревнованиях и других массовых
мероприятиях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».