1. Пояснительная записка
План внеурочной деятельности составлен для основной образовательной программы
среднего общего образования в соответствии:
с пунктом 6 части 3 статьи 28, статьей 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
ФГОС СОО, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (с
изменениями);
Приказом
Минпросвещения
России
от
12.08.2022
№
732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
ФООП СОО, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 (с
изменениями);
письмом
Минпросвещения
России
от
05.07.2022
№
ТВ-1290/03
«О направлении методических рекомендаций»;
письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.03.2025 №
1937/01-15.
План внеурочной деятельности направлен на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных),
осуществляемый в формах, отличных от урочной.
План внеурочной деятельности сформирован с учетом предоставления права участникам
образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
При формировании содержания внеурочной деятельности учитывались:
- условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав;
- результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности
их учебной деятельности;
- возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их
содержательную связь с урочной деятельностью;
- особенности информационно-образовательной среды, национальные и культурные особенности
региона, где находится школа.
Между урочной и внеурочной деятельностью предусмотрен перерыв не менее 30 минут.
Продолжительность занятий – 45 минут.
При проведении внеурочных занятий допускается объединение в группы обучающихся из
нескольких классов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос
образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул.
Общее количество часов за два года обучения – до 700 часов.
По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и
запросов обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся план внеурочной деятельности модифицируется в соответствии с гуманитарным
профилем.
Направления и цели внеурочной деятельности.
Один час в неделю отведён на внеурочное занятие "Разговоры о важном".
Цель: Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории,
богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему
для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Форма организации: Основной формат внеурочных занятий "Разговоры о важном" разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием
сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением ж собственным поступкам.
Один час в неделю отведён на внеурочное занятие «Россия – мои горизонты».
Цель: Курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» нацелен на формирование
у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром
профессий и федеральным и региональным рынками труда. Форма организации: Основной формат
внеурочных занятий «Россия – мои горизонты» - разговор и (или) беседа с обучающимися,
экскурсии на предприятия города, региона. Основные темы занятий связаны с популяризацией
культуры труда, выбором профессии, развитием экономики страны; формированием
представлений о развитии и достижениях страны, знакомство с отраслями экономики; знакомство
с миром профессий, профессиональными навыками и качествами, системой профессионального
образования в стране.
Форма организации – беседа, экскурсии.
Для 10 классов один час в неделю отведён на внеурочное занятие «Начальная военная
подготовка. Учебные сборы по основам военной службы».
Цель изучения курса «Начальная военная подготовка. Учебные сборы по основам
военной службы»
1) подготовка обучающихся к военной или иной государственной службе;
2) формирование знаний о военной организации государства, системе обеспечения военной
защиты населения;
3) воспитание беззаветной преданности Отечеству;
4) формирование высокого сознания общественного и воинского долга, морально
психологических качеств, дисциплинированности, любви к военной службе и профессии офицера;
5) формирование чувства гордости, стремления добросовестно выполнять служебные
обязанности;
6) формирование навыков совершенствования военных и командирских знаний;
7) познание характера, сущности и динамики главных социальных, геополитических и
иных процессов, происходящих в России и мире;
8) глубокое и всестороннее изучение основ военного дела;
9) освоение знаний об основах военного дела;
10) овладение умениями выполнять обязанности, связанные с занимаемыми должностями в
Вооружѐнных Силах РФ; использовать один из «языков» международного общения – карту,
современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации
различных данных; применять знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов;
11) воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;
12) овладение знаниями по общевоинским уставам, военной подготовке. Основой
современной системы преподавания военного дела в образовательных организациях являются
методики и приемы формирования и поддержания высокой учебной мотивации обучающихся к
изучению предмета, в том числе с учѐтом развития современных информационнокоммуникационных технологий.
Форма организации – учебные сборы.
Остальные часы внеурочной деятельности в 2025-2026 учебном году распределены
следующим образом:
Курс Спортивная мозаика
Цель секции – формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в
себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Задачи:
- расширение представления детей о физической подготовке;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- развитие физических качеств личности – быстроты, ловкости, выносливости, подвижности.
Форма организации: секция.
Курс Сложные вопросы русского языка
Цели практикума Сложные вопросы русского языка:
- формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой
компетенций;
- овладение умениями, необходимыми для применения в практической деятельности: опознавать,
анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
различать функциональные разновидности языка;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей в процессе самостоятельного
приобретения языковедческих знаний с использованием различных источников информации;
- развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление,
алгоритмическая
культура,
интуиция,
критичность
и
самокритичность,
которые
способствуют самостоятельному выполнению заданий тестового и творческого характера;
- воспитание культуры личности средствами национально-культурных ценностей русского языка.
Задачи:
- формирование представлений о русском языке как о духовной, нравственной ценности народа;
- развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и
навыков;
- освоение знаний о языковых нормах и их разновидностях;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать
их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка при
выполнении тестовых заданий и творческой работы;
- повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Форма организации: практикум.
Курс Решение практико-ориентированных задач
Целью практикума Решение практико-ориентированных задач является привитие
интереса учащимся к математике, актуализация и обобщение знаний учащихся по предмету,
научить решать практико-ориентированные задачи.
Задачи:
- показать значимость практико-ориентированных задач в реальной жизни;
- формирование качеств личности, необходимых для социальной адаптации;
- формирование навыков оценки реальности предложенных ответов;
- провести с учащимися пропедевтическую работу по возможностям изучения математики в
будущем.
Форма организации: практикум.
Курс Юный переговорщик.
Цель курса: развитие первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с
использованием техник и инструментов медиации.
Задачи:
1. Формировать положительное отношение к «Человеку. Творчеству»: ответственность,
трудолюбие, культуру эмоциональных проявлений, навыки коллективного взаимодействия.
2. Дать представление о природе конфликтов и способах их регулирования.
Развивать психологическую готовность и умение ориентироваться в особенностях конфликтных
процессов в современных условиях. Развивать способность понимать и регулировать собственное
эмоциональное состояние.
3. Формировать общие интеллектуальные способности: произвольное внимание, восприятие,
различные виды памяти, мышления и каналы восприятия, познавательную активность,
воображение, речь. Формировать базовые специальные способности: наблюдательность;
сообразительность, мыслительные операции, навыки работы с различными источниками
информации.
Форма организации: час общения.
Курс Семьеведение.
Цель курса — формирование позитивного ценностного отношения обучающихся к семье
и браку.
Основные задачи курса:
- формирование у обучающихся представлений о значении семьи для полноценного
существования человека, развития общества и обеспечения устойчивости государства;
- стимулирование положительного эмоционального отношения обучающихся к семье
и браку, поддержка установки на семейный образ жизни, рождение и воспитание в семье детей;
- обогащение позитивного социокультурного опыта обучающихся на основе воспитания
в духе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, соблюдения принятых в
российском обществе правил и норм поведения, поддержания социальных и семейных традиций.
Форма организации: час общения.
2. Формы промежуточной аттестации.
Курс внеурочной деятельности
Формы промежуточной аттестации
коллективная оценка деятельности класса на
основании выполнения творческой работы
коллективная оценка деятельности класса на
«Россия – мои горизонты»
основании выполнения творческой работы
Спортивная мозаика
индивидуальная оценка на основании
портфолио
Семьеведение
коллективная оценка деятельности группы на
основании выполнения творческой работы
Сложные вопросы русского языка
индивидуальная оценка на основании
письменной работы
Решение практико-ориентированных задач
индивидуальная оценка на основании
письменной работы
коллективная оценка деятельности класса на
Юный переговорщик
основании выполнения творческой работы
Начальная военная подготовка. Учебные индивидуальная оценка на основании учебных
сборы по основам военной службы
сборов
3. Сетка часов
«Разговоры о важном»
Недельная сетка часов (пятидневная неделя)
Направления внеурочной
Название
Форма
Количество
Всего
деятельности
программы
Россия – мои
горизонты
Разговоры о
важном
Начальная
военная
подготовка
Курсы по выбору
учеников
Спортивная
мозаика
организации
часов
в неделю
10
11
часов
Классный час
1
1
2
Классный час
1
1
2
Учебные сборы
по основам
военной службы
1
1
Секция
1
1
2
Сложные вопросы
русского языка
Практикум
1
1
2
Решение практикоориентированных
задач
Семьеведение
Практикум
1
1
2
1
1
Организация деятельности Юный
переговорщик
ученических сообществ
Час общения
Круглый стол
1
1
ИТОГО
7
6
13
Годовая сетка часов (пятидневная неделя)
Направления внеурочной
деятельности
Название
программы
Форма
организации
Количество
часов
в неделю
Всего
часов
10
Курсы по выбору
учеников
Россия – мои
горизонты
Классный час
Разговоры о важном
Классный час
Начальная военная
подготовка
Учебные сборы
по основам
военной службы
34
34
68
34
34
68
34
34
Спортивная мозаика
Секция
34
34
68
Сложные вопросы
русского языка
Решение практикоориентированных
задач
Семьеведение
Практикум
34
34
68
Практикум
34
34
68
34
34
Организация деятельности Юный переговорщик
ученических сообществ
ИТОГО
11
Час общения
Круглый стол
34
238
34
204
442