Положение об организации методической работы

1. Общие положения
Положение о методической работе в школе разработано на основе Федерального
закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Концепции
ФГОС НОО, ООО, СОО, Единого квалификационного справочника работников
образования, Устава МБОУ г.Керчи РК «СШ № 19 с углубленным изучением
английского языка им. Д.С.Калинина», должностных инструкций педагогических
работников, на основе изучения и диагностирования запросов педагогов школы в
области повышения квалификации по наиболее актуальным проблемам развития
образования.
Положение о методической работе в школе определяет цели, задачи, формы
организации методической работы школы, способы получения информации о
современных научно-педагогических концепциях, педагогических идеях и методических
способах организации образовательного процесса, способствует изучению, обобщению и
распространению педагогического опыта. Положение призвано систематизировать
работу методической службы школы в целях упорядочивания деятельности основных
участников образовательного процесса.
2. Цели и задачи методической работы в школе
2.1. Цель методической работы: повышение квалификации, уровня
профессиональной компетентности в соответствии с современными требованиями
законодательства РФ в сфере образования и создание условий для повышения
профессионализма педагогических работников школы.
2.2. Задачи методической работы:
создать условия для освоения педагогическими работниками школы новых
положений педагогической науки, новых образовательных технологий;
изучить и внедрить в школьную практику передовой педагогический опыт и
создать банк данных о педагогическом опыте педагогов школы;
мотивировать педагогических работников к потребности в профессиональном
развитии и совершенствовании и повышению эффективности их профессиональной
деятельности;
создать условия для непрерывного повышения профессионального роста
педагогов через участие в профессиональных конкурсах, проектах в сфере образования;
через участие в добровольной сертификации руководящих и педагогических работников;
создать внутришкольную систему повышения уровня профессиональной
компетентности и мастерства педагогических работников школы.
2.3. Методическая работа – система, направленная на формирование развивающей
профессиональной среды учителя, состоящая из частей:
сотрудничество (методический совет, методические объединения, творческие
группы);
обучение;
поле достижений;
профессиональная деятельность;
роль учителя.
2.4. В образовательной организации шесть МО учителей, сформированных в
соответствии с «Положением о методических объединениях»:
МО учителей начальных классов;

МО учителей гуманитарного цикла;
МО учителей иностранных языков;
МО учителей точного цикла;
МО учителей естественно-географического цикла;
МО классных руководителей.
3. Организация методической работы в школе
3.1. Структура методической работы в школе:
- Методический совет школы;
- МО учителей школы;
- МО учителей классных руководителей;
- Творческие группы учителей-предметников и учителей начальных классов.
3.2. Формы методической работы, направленные на повышения квалификации и
профессионального
мастерства
педагогических
работников
образовательной
организации:
Курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);
Проблемные педагогические советы;
Обучающие семинары;
Теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках
деятельности структурных подразделений методической службы);
Повышение квалификации учителей;
Участие в работе сетевых сообществ Интернета;
Мастер-классы;
Самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической
теме;
Наставничество;
Индивидуальная методическая помощь;
Выполнение авторских разработок (образовательных, целевых комплексных
программ и др.).
3.3. Формы методической работы, направленные на обобщение, представление и
распространение опыта инновационной деятельности:
Научно-практические конференции;
Предметные недели,
Заседания методических объединений;
Групповые консультации;
Практические семинары по направлениям деятельности образовательного
учреждения;
Открытые уроки;
Мастер-классы;
Творческие отчёты;
Презентация авторских разработок (авторских, адаптированных программ,
элективных курсов);
3.4. Формы информационно-методической работы:
Формирование библиотечного фонда программно-методических материалов,
научно-методической литературы;
Обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;
Работа в сети Интернет (использование ресурса интернет как источника

информации по определённой теме, переписка, получение информации о
конкурсах, конференциях, семинарах, курсовой подготовке и др.);
Размещение информации о деятельности методической службы на школьном
сайте.
3.5. Формы проведения работы методических объединений: не менее 4-х
заседаний в год, открытые уроки и внеклассные мероприятия по предметам, подготовка
и разработка содержания проведения предметных недель, семинары и другие
методические мероприятия в школе.
4. Участники методической работы школы
4.1. Основными участниками методической работы школы являются:
учителя-предметники,
классные руководители,
педагог-библиотекарь,
педагоги дополнительного образования,
руководители предметных МО,
профессиональные сообщества педагогов (МО);
социальный педагог;
педагог-психолог;
администрация школы (директор, заместители директора).
5. Компетенция участников методической работы школы
5.1. Педагоги школы:
- участвуют в работе ШМО, методической работе школы, города;
- обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую
деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег;
- разрабатывают методические рекомендации, технологии, приемы и способы
работы с учащимися;
5.2. Руководители методических объединений:
- обеспечивают эффективную работу участников методических объединений,
дают поручения, распределяют обязанности и функции среди участников методической
деятельности;
- руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и
ведут консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и
воспитания;
- готовят методические рекомендации для педагогов школы;
- анализируют деятельность МО, готовят проекты решений для методических
советов и педсоветов;
- организуют деятельность по обобщению лучшего педагогического опыта работы
своих коллег и достижений педагогической науки.
5.3. Администрация школы:
- разрабатывает вместе с участниками МО задания и методические материалы;
- определяет порядок работы всех форм методической работы;
- координирует деятельность различных методических объединений и
методических мероприятий;
- контролирует эффективность деятельности методических объединений;

- проводит аналитические исследования деятельности МО;
- рекомендует на основе экспертной оценки руководителей МО;
6. Компетенция и обязанности участников методической работы
6.1. Реализация прав участников методической работы МБОУ г.Керчи РК «СШ №
19 с углубленным изучением английского языка им. Д.С.Калинина» осуществляется
через их профессиональные компетенции. В рамках компетенций:
6.1.1. Учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного
образования:
участвуют в работе МО;
обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую
деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег;
разрабатывают методические программы, технологии, приемы и способы работы с
учащимися;
работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые
обсуждены на МО и допущены к использованию решением Педагогического совета
школы);
работают над самостоятельно выбранной методической темой и общешкольной
методической темой;
определяют период работы над методической темой;
анализируют собственную педагогическую деятельность по итогам года, выявляя
основные противоречия и проблемы, на основе которых формулируют цели и задачи
работы на следующий период;
для
повышения
профессиональных
компетенций
определяют
тему
самообразования;
получают методические консультации, экспертные заключения от методического
объединения;
систематически проходят обучение через курсовую систему повышения
квалификации;
принимают участие в различных формах методической работы;
принимают участие в профессиональных методических конкурсах;
предлагают руководителям методических объединений, творческих групп,
администрации тематику инновационной, экспериментальной работы;
участвуют в инновационной, экспериментальной работе;
публикуют свои методические разработки в информационном пространстве, на
сайте школы, в печатных издания.
6.1.2. Руководители методических объединений:
организуют, планируют, руководят, анализируют, контролируют деятельность
МО;
обеспечивают эффективную работу участников методической работы, дают
поручения,
распределяют обязанности и функции среди участников методической
деятельности и контролируют их деятельность;
руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и
ведут консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и
воспитания в методических объединениях и творческих групп;
готовят методические рекомендации для педагогов школы;

анализируют деятельность МО, готовят проекты решений для педсоветов,
аналитические отчёты по итогам работы в соответствии с планом ВШК;
участвуют в деятельности школьных экспертных групп в ходе аттестации
педагогов школы, участвуют в экспертной оценке деятельности учителей в ходе
аттестации;
организуют деятельность по обобщению и распространению лучшего
педагогического опыта и достижений педагогической науки; оказывают содействие
администрации образовательной организации в подготовке методических мероприятий,
семинаров, конференций, конкурсов, совещаний и др. форм методической работы;
предлагают администрации тематику инновационной, экспериментальной работы;
инициирует проведение методических мероприятий;
представляют методический опыт коллег для публикации, для участия в
профессиональных конкурсах, тиражирования, материального поощрения.
6.1.3. Администрация образовательной организации:
определяет содержание методической работы школы в соответствии с выбранной
единой методической темой школы;
определяет и формулирует стратегическую линию развития методической работы
лицея в локальных актах;
разрабатывает
программы,
планы
методической,
инновационной,
экспериментальной работы;
координирует деятельность различных методических объединений;
инициирует и организует проведение методической деятельности педагогического
коллектива как в рамках традиционных форм методической работы, так и в новых
формах;
контролирует эффективность деятельности методических объединений;
проводит аналитические исследования в области методической работы коллектива
школы.
6.2. Обязанности участников методической работы
6.2.1. Учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного
образования обязаны:
профессионально развиваться и совершенствоваться в соответствии с
тенденциями современного инновационного развития России;
проводить открытые уроки, внеклассные мероприятия (не менее одного раза в год)
в соответствии с единой методической темой школы, в соответствии с личной
методической темой;
систематически посещать заседания МО;
стремиться к активному участию в деятельности профессиональных сообществ;
участвовать в методической деятельности педагогического коллектива, как в
рамках традиционных форм методической работы, так и в новых формах;
участвовать в обсуждении решений методического объединения;
анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические
достижения;
оказывать содействие администрации школы и руководителям МО в подготовке
методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний и т.д.;
соблюдать исполнительскую дисциплину при работе в методическом
объединении;
пополнять методическую копилку школы: публиковать в информационном
пространстве и представлять для публикации на сайте школы методические материалы

по результатам работы над методической темой; успешно завершать обучение на курсах
профессиональной переподготовки, на курсах повышения квалификации в соответствии
с приказом директора школы; отчитываться (ежегодно) о результатах работы над
методической темой, темой самообразования посещать открытые уроки, мастер-классы
и другие формы корпоративного обучения, соответствующие единой методической теме
школы; соблюдать профессиональную этику при участии в различных формах
методической работы.
6.2.2. Руководители методических объединений обязаны:
стимулировать самообразование педагогов;
организовывать деятельность педагогов в различных формах: индивидуальных,
групповых и т.д.;
разрабатывать планы работы и графики проведения открытых уроков участников
МО;
анализировать деятельность МО;
проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей,
новшеств, методик, технологий, программ обучения;
выявлять передовой опыт работы педагогов и участвовать в его обобщении и
тиражировании.
6.2.3. Администрация обязана:
создавать благоприятные условия для работы МО, обеспечивая их работу
необходимым для этого материальными и кадровыми ресурсами;
оказывать всестороннюю помощь руководителям МО в организации работы их
объединений;
использовать эффективные формы стимулирования деятельности руководителей
МО, педагогов, отличившихся в методической работе, изыскивать возможности
(материальные и временные) для организации курсовой переподготовки работников
школы в соответствии с перспективным планом повышения их квалификации.
7. Методический совет
7.1. Методический совет - коллективный общественный профессиональный орган,
объединяющий на добровольной основе членов педагогического коллектива
образовательного учреждения в целях осуществления руководства методической
(научно-методической) деятельностью.
7.2. Методический совет школы является основным структурным подразделением
методической службы школы, обеспечивающим сопровождение учебно-воспитательной,
методической, экспериментальной работы в школе.
7.3. Методический совет координирует работу подструктур методической службы,
направленную на развитие научно-методического обеспечения образовательного
процесса, инноваций, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской
деятельности педагогического коллектива.
Цель и задачи деятельности
Цель деятельности методического совета - обеспечить гибкость и оперативность
методической работы образовательного учреждения, повышение квалификации
учителей, формирование профессионально значимых качеств учителя, классного

руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, рост их
профессионального мастерства.
Задачи методического совета:
- создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих
традиции
школы,
стремящихся
к
постоянному
профессиональному
самосовершенствованию, развитию образовательных процессов в учреждении,
повышению продуктивности преподавательской деятельности;
- создание условий для поиска и использования в воспитательно-образовательном
процессе современных методик, форм, средств и методов преподавания, новых
педагогических образовательных технологий;
- изучение профессиональные достижения педагогических работников, обобщение
положительного опыт и внедрение его в практику работы коллектива школы;
- распространение
опыта
работы
образовательного
учреждения
в
профессиональных средствах массовой информации, Интернете с целью использования
имеющегося опыта другими образовательными учреждениями города, региона, страны;
- создание условий для использования педагогами диагностических методик и
мониторинговых программ по прогнозированию, обобщению и оценке результатов
собственной деятельности;
- стимулирование инициативы и активизация творчества членов педагогического
коллектива в научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и другой
творческой деятельности, направленной на совершенствование, обновление и развитие
воспитательно-образовательного процесса в учреждении и работы учителя;
- проведение первичной экспертизы стратегических документов образовательного
учреждения (программ развития, образовательных и учебных программ, учебных
планов);
- контролирование хода и результатов комплексных исследований, проектов,
экспериментов, осуществляемых образовательным учреждением;
- анализ результатов педагогической деятельности, выявление и предупреждение
ошибок, затруднений, перегрузки учащихся и учителей;
- внесение предложений по совершенствованию деятельности методических
подструктур и участие в реализации этих предложений;
- обеспечение развития личностно ориентированной педагогической деятельности,
условий для самообразования, самосовершенствования и самореализации личности
педагога.
Содержание деятельности
Содержание деятельности методического совета определяется целями и задачами
работы образовательного учреждения, особенностями развития школы и
образовательной политикой города.
Содержание деятельности совета предусматривает повышение квалификации
педагогических работников, совершенствование воспитательно-образовательного
процесса и состоит в следующем:
- выработка и согласование подходов к организации, осуществлению и оценке
инновационной деятельности; организация научно-исследовательской, опытноэкспериментальной деятельности в школе;
- осуществление контроля и оказание поддержки в апробации инновационных
учебных программ и реализации новых педагогических методик, технологий;

- обсуждение рабочих, инновационных, экспериментальных программ и
рекомендация их педагогическому совету для обсуждения и утверждения;
- оценка и экспертиза результатов деятельности членов педагогического
коллектива, рекомендации по аттестации учителей, представлению к званиям, наградам
и другим поощрениям;
- участие в разработке вариативной части учебных планов;
- организация общего руководства методической, научной, инновационной
деятельностью,
проведение
школьных
научно-практических
конференций,
педагогических чтений, семинаров, смотров, недель, методических дней, декад и пр.;
- анализ и рекомендации к печати и внедрению методических пособий, программ
и других наработок методической деятельности образовательного учреждения;
- планирование и организация работы временных творческих групп, которые
создаются по инициативе учителей, руководителей школы с целью изучения, обобщения
опыта и решения проблем развития школы, а также для разработки инновационных
программ, организации диагностических и мониторинговых исследований, разработки
новых технологий, стратегических направлений деятельности школы, изучения
социальных запросов к образовательному учреждению;
- рассмотрение и оценка интегрированных учебных программ по изучаемым
предметам и согласование их с программами смежных дисциплин для более полного
обеспечения усвоения учащимися требований государственных образовательных
стандартов;
- обсуждение рукописей учебно-методических пособий и дидактических
материалов по предметам;
- подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики преподавания
учебных предметов, повышения квалификации и квалификационного разряда учителей;
- обсуждение докладов по методике изложения принципиальных вопросов
программы;
- обсуждение методики проведения отдельных видов учебных занятий и
содержания дидактических материалов к ним;
- рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля исследовательской
работой учащихся;
- организация и проведение педагогических экспериментов по поиску и
внедрению новых технологий обучения;
- изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
- утверждение аттестационного материала для проведения итоговой аттестации
выпускников основной школы (традиционная форма);
- выработка единых требований к оценке результатов освоения обучающимися
учебных программ;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Структура и организация деятельности.
Методический совет создается, реорганизуется и ликвидируется приказом
директора школы.
Методический совет подчиняется педагогическому совету школы, строит свою
работу с учетом решений педагогических советов.

Членами методического совета являются руководители школьных методических
объединений, заместители директора по учебно-воспитательной работе, творчески
работающие педагоги, учителя, имеющие высшую квалификационную категорию.
Работа совета осуществляется на основе годового плана, который составляется
председателем методического совета, рассматривается на заседании методического
совета, утверждается директором школы.
Периодичность заседаний совета определяется его членами (рекомендуется
проводить не реже одного раза в триместр).
Деятельность школьного Методического Совета
Основными формами работы методического совета являются:
заседания, посвященные вопросам методики обучения и воспитания
обучающихся;
круглые столы, семинары по учебно-методическим проблемам, которые
проводятся в течение учебного года в соответствии с планом методической работы
школы.
Права методического совета
Методический совет имеет право:
- выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе;
- ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте,
накопленном в методических объединениях;
- ставить вопрос перед администрацией школы о поощрении сотрудников за
активное участие в опытно-поисковой, экспериментальной, научно-методической и
проектно-исследовательской деятельности;
- выдвигать учителей для участия в профессиональных конкурсах.
8. Документация
8.1. Для регламентации работы методического совета необходимы следующие
документы:
- Положение об организации методической работы;
- Положение о методическом объединении;
- план работы методического совета на текущий учебный год;
- протоколы заседаний методических советов;
- планы работы МО;
- конспекты и разработки методических мероприятий школы;
- материалы МО по анализу педагогической деятельности;
- информация с городских методических семинаров;
- база данных учителей.
8.2. Документально оформленная методическая работа школы заносится в
информационный банк педагогического опыта педагогов школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».