Положение о школьной психологической службе

1

1. Общие положения
Психологическая служба школы (далее по тексту - Служба) является
самостоятельным структурным подразделением образовательного учреждения.
Служба призвана обеспечивать сохранение, укрепление здоровья воспитанников,
профилактику нарушений психического здоровья.
Психологическая Служба школы включает в себя педагогов-психологов и
осуществляет профессиональную деятельность в области психологии, оказывает
методическую и психологическую помощь обучающимся, педагогам и родителям.
В своей деятельности Служба руководствуется законодательством Российской
Федерации в области образования, нормативными документами и актами, приказами,
инструкциями Департамента образования, настоящим Положением и Уставом школы.
Документы, регламентирующие работу ПСШ:
1. Декларация прав ребенка.
2. Конвенция ООН о правах ребѐнка.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Об образовании: Закон Российской Федерации.
5. Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации: Федеральный
закон, 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ.
6. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования. Приказ Министерства Просвещения и науки Российской Федерации
от 29 августа 2020г. № 442.
7. Об организации работы с детьми со школьной дезадаптацией: Решение коллегии
Министерства образования Российской Федерации, 8 апреля 1997 г. № 4/2.
8. Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по
должностям работников учреждений образования, объѐмных показателей по
отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей:
Приказ Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31. 08. 1995 г. № 463/1268 (с
изменениями в соответствии с Приказом Минобразования и Госкомвуза РФ от
14.12.1995 г. № 622/1646).
9. Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе
Министерства образования Российской Федерации: Приказ Министерства
образования Российской Федерации, 22 октября 1999 г. № 636
10. Положение о Службе практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации. Приказ Министерства образования
Российской федерации от 22 октября 199 года № 636
11. О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии: Письмо Министерства образования Российской
Федерации, 10 марта 2000 г. № 31ю-50-758/27-6.
12. О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих
умственной отсталостью: Письмо Министерства образования Российской
Федерации, 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05.
13. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению
обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации
образования: Письмо Министерства образования Российской Федерации, 27 июня
2

2003 г. № 28-51- 513/16.
14. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных
учреждений I- VIII видов»: Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997г. №48
15. О службе практической психологии образования: Письмо Федеральной службы
занятости России, 26 июля 1995 г. № П-3-11-1450.
16. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологи
образования России.
17. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999 г. «О
службе практической психологии в системе министерства образования Российской
Федерации»
Деятельность службы осуществляется во взаимодействии с администрацией,
педагогами и другими работниками образовательного учреждения, представителями
всех субъектов, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования,
социализации и здоровья обучающихся. Взаимодействие осуществляется на основе
принципов сотрудничества и взаимодополняемости.
Деятельность Службы осуществляется в тесном контакте с родителями (законными
представителями) обучающихся. Проведение диагностической, коррекционной и
консультативной работы без согласия родителей несовершеннолетних не допускается.
2. Структура школьной психологической службы и её функции.
Администрация
образовательного
учреждения
определяет приоритетные
направления работы Службы, создаѐт необходимые условия для еѐ полноценного
функционирования.
Служба осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными
документами органов управления образованием с учѐтом специфики школы.
Педагоги-психологи являются членами школьной ППк, работа которых направлена
на
комплексное,
всестороннее
психолого-педагогическое
сопровождение
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их адаптацию к условиям
данного образовательного учреждения.
3. Цели, основные задачи и содержание работы школьной психологической
службы.
Целями службы является:
Содействие администрации и педагогам школы в создании социальной ситуации
развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей
психологические условия охраны здоровья и развития личности обучающихся и их
родителей (законных представителей), педагогических работников;
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушением
интеллекта в процессе обучения в соответствии с их психофизическими и возрастными
особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, а также
содействие в создании эффективных условий для успешной адаптации воспитанников в
образовательной среде (с учетом ее педагогических, социально-психологических
особенностей).
Основные задачи:

3

Содействовать психолого-педагогическому обеспечению здоровьесберегающего
воспитательно-образовательного процесса, сохранению психологического здоровья
обучающихся и педагогов школы.
Сопровождать адаптацию школьников на переходных этапах обучения (1, 5
классы), путѐм осуществления консультативно-просветительской работы с педагогами и
родителями, коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися.
В рамках школьной ППк проводить диагностическую и коррекционноразвивающую работу, способствующую нормализации психического развития
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оптимизации их учебной
деятельности.
Способствовать формированию у детей и подростков состоящих на ВШУ,
специальных социально-психологических умений и навыков анализировать
конфликтные ситуации, выбирать поведение, исключающее психологическую и
физическую агрессию. Работа направленная на коррекцию девиантного и
делинквентного поведения детей и подростков.
Осуществлять психологическое сопровождение обучающихся и педагогов в
условиях перехода на ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.
Проводить психологические обследования, направленные на выявление
затруднений обучающихся.
4. Основные формы и виды деятельности школьной психологической службы.
Основными видами деятельности школьной психологической службы являются:
психопрофилактика, психодиагностика, коррекция и развитие, психологическое
консультирование.
Психопрофилактическая работа.
Задача этого вида работы определяется необходимостью формирования у
педагогов и обучающихся потребности в психологических знаниях, желания
использовать их в работе с воспитанниками или в интересах собственного развития.
Психологическая служба призвана создавать условия для полноценного психического
развития обучающегося на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать
возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.
Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
разработке, апробации и внедрению развивающих программ для обучающихся
разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
контролю за соблюдением психогигиенических условий обучения и развития
воспитанников в образовательном учреждении и семье, обеспечением гармоничного,
психического развития и формирования личности обучающихся на каждом этапе их
развития; исключению неблагоприятных психологических факторов в образовательной
среде, семье;
обеспечению условий оптимального перехода воспитанников на следующую
возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии
и становлении личности подростков в процессе непрерывной социализации;
своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и
психического здоровья обучающихся.

4

Психодиагностическая работа.
Предполагает углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на
протяжении всего школьного периода, выявление индивидуальных особенностей,
определение причин нарушений в учении и развитии, предусматривает деятельность по:
получению своевременной информации об индивидуально-психологических
особенностях обучающихся, динамике процесса развития, необходимой для оказания
психологической помощи;
выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей обучающихся
для обеспечения наиболее полного личностного самоопределения;
определению причин нарушений в поведении и развитии несовершеннолетних.
Психокоррекционная и развивающая работа.
Работа направлена на активизацию и оптимизацию процессов психического и
социального развития обучающихся, а также на коррекцию имеющихся нарушений в
развитии. Для осуществления развивающей и коррекционной работы педагог-психолог
разрабатывает и осуществляет:
психологические практикумы, направленные на формирование личности
обучающихся с учетом задач их развития на каждом возрастном этапе;
программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом
развитии.
Коррекционно-развивающая работа проводится в индивидуальной и групповой
форме.
Консультативная работа.
Направлена на разрешение психологических проблем обучающихся в
межличностных отношениях и других сферах их жизнедеятельности путем
предоставления необходимой психологической информации.
Также проводится консультирование по обращению педагогов, администрации,
родителей. Консультирование проводится в форме групповой и индивидуальной беседы,
в форме разовых, периодических, систематических консультаций.
5. Организация работы школьной психологической службы.
Психологическая служба школы состоит из штатных работников.
В непосредственном распоряжении Службы находится закреплѐнное помещение с
мебелью, набором психологического инструментария и другими средствами,
необходимыми для полноценного выполнения своих функций.
Проведение индивидуальных психологических занятий осуществляется по
расписанию, составляемому с учетом классных расписаний. По договоренности с
администрацией учреждения и учителями классов педагог-психолог может брать
обучающихся с некоторых уроков.
6. Права, обязанности и ответственность педагога-психолога школьной
психологической службы.
Педагог-психолог обязан.
Руководствоваться в своей профессиональной деятельности Конституцией РФ,
законами РФ, решениями Правительства РФ и федеральных органов управления
образованием по вопросам образования, Декларацией прав и свобод человека,
Конвенцией о правах ребенка, нормативными документами, регулирующими вопросы
5

охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся
(воспитанников) и их социальной защиты, а также настоящим Положением.
Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей
профессиональной компетенции. Не брать на себя решения вопросов, невыполнимых с
точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также
находящихся в компетенции представителей других специальностей.
Знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также психологию
личности, общую, возрастную, детскую, коррекционную, педагогическую психологию.
Применять современные, научно обоснованные методы диагностической, развивающей,
психокоррекционной и психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою
профессиональную квалификацию.
В решении всех вопросов исходить из интересов воспитанника; задач его
полноценного психического развития.
Работать в тесном контакте с родителями, администрацией, педагогическим
коллективом.
Педагог-психолог обязан выполнять распоряжения директора образовательного
учреждения, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической
наукой и практикой, Этическим кодексом психолога, и если их выполнение обеспечено
наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств.
Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педколлективу в
решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического
развития обучающихся, индивидуального подхода к ребенку. Оказывать необходимую и
возможную помощь обучающимся в решении их индивидуальных проблем. В решении
всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом
"не навреди", т.е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих
возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству детей, педагогов или
третьих лиц.
Хранить профессиональную тайну. Не распространять сведения, полученные в
результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не
является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и
может нанести ущерб обучающемуся или его окружению.
Вести запись и регистрацию всех видов работ.
Педагог-психолог имеет право.
Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми,
выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения
различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный
период.
Обеспечивать
условия,
необходимые
для
успешного
выполнения
профессиональных обязанностей. Педагог-психолог имеет право на отдельный кабинет,
обеспечивающий ему необходимые условия для проведения диагностической,
консультативной, развивающей и коррекционной работы.
Участвовать с правом совещательного голоса в работе административного,
педагогического советов, школьного ППк, совета профилактики.
Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия групп
продленного дня для проведения наблюдений за поведением и деятельностью
обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

6

Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования с целью
определения путей коррекционной работы.
Выступать с обобщением опыта своей работы на педагогическом совете,
методических объединениях, семинарах, конференциях различного уровня.
Пропагандировать психолого-педагогические знания.
Иметь учебную нагрузку, если это не препятствует выполнению его основных
обязанностей.
Обращаться в случае необходимости с просьбами, ходатайствами в
соответствующие организации (детскую поликлинику, городскую ПМПК, ППМС
службу, органы опеки, комиссию по делам несовершеннолетних) по вопросам,
связанным с сохранением психологического и психического здоровья обучающихся.
Повышать профессиональную компетентность на курсах повышения
квалификации, семинарах, конференциях различного уровня.
Ответственность педагога-психолога школьной психологической службы.
Педагог-психолог несет профессиональную ответственность:
за правильность результатов психологического обследования;
за адекватность используемых диагностических и коррекционных методов;
за обоснованность даваемых рекомендаций, заключений;
за ведение нормативной, регистрационной, специальной документации,
оформленной в установленном порядке;
за соблюдение Этического кодекса психолога;
за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей,
предусмотренных должностной инструкцией.
7. Ведение документации и отчетность
Пакет документации школьной психологической службы подразделяется на
несколько типов: нормативную, специальную, организационно-методическую.
Нормативная документация - это тип документации, представляющий собой
совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной
деятельности психолога в системе образования.
В перечень нормативной документации входят: Закон Российской Федерации об
образовании, Конвенция ООН о правах ребенка, Положение о психологической службе
в системе образования, Положение о практическом психологе, квалификационная
характеристика педагога-психолога (должностная инструкция и стандарт специалиста),
Положение об аттестации педагога-психолога.
Целью организационно-методической документации является организация,
планирование, методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогапсихолога.
К организационно-методической документации относятся:
Годовой план работы ПСШ.
Циклограмма работы педагога-психолога.
Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей,
коррекционной, консультативной видов работы.
Аналитический отчет о проведенной работе за год.
Указанные формы учетной и отчетной документации являются открытыми для
контроля администрации.
7

Специальная документация (документация для служебного пользования) - это
особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и
процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную
документацию входят:
результаты диагностических обследований, бесед, интервью,
журналы консультаций,
карты психолого-медико-социальной помощи ребенку (психолого-педагогический
профиль).
Эти виды являются закрытыми и могут быть предъявлены только по запросу
вышестоящих профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная
документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней
посторонних лиц (в закрытом шкафу). На основании специальной документации
педагог-психолог может давать рекомендации педагогам, родителям или лицам их
заменяющим.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».